ПУБЛИКАЦИИ

ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭСТЕТИКЕ

Техническая эстетика - теоретическая основа дизайна, научная дисциплина, изучающая его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

ПУБЛИКАЦИИ

Диссертация

К. Данилов. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И ПРОГНОЗ В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ (дизайн-проект второй половины ХХ века). (Выдержки).

ВВЕДЕНИЕ.

Результаты изучения специальной литературы, в ходе практического выполнения дизайн-работ, свидетельствуют, что в искусствоведческой, технико–эстетической, культурологической литературе исследований посвященных проекту как продукту важнейшего этапа создания современных промышленных изделий явно недостаточно. Статистическими данными подтверждено, что последние десятилетия практическую реализацию получает около трети составляемых дизайн – проектов. Остальная масса полезных идей и оригинальных замыслов не находит воплощения. Однако независимо от итогов реализации, ценностью обладают и проекты (чертежи, рисунки, модели),содержащие информацию о будущих вещах. Это – своеобразный банк продуктов активной дизайнерской мысли и резерв, который с позиций теории ценностей нуждается в осмыслении и систематизации. Важным, среди основных принципов дизайна, является получение в проекте и дальнейшая серийно – тиражируемая реализация в создаваемом изделии технико-эстетической новизны. Ценность последней, по определению, объемлет и техническую, и эстетико-художественную сущности воплощаемого проектного замысла. Понятно, что при отсутствии новизны - нет прогресса в создании и использовании тех или других видов изделий, удовлетворяющих определенные социальные потребности. Отсюда, прогноз в дизайнировании – материализованное предсказание возможных путей улучшения потребительских свойств предметной атрибутики для различных сфер общественной жизнедеятельности. Связь любого проекта с прогнозом и процессами выработки последнего, отраженными в науке-прогностике, проявляется в самом определении: «проект»-«брошенный вперед» (лат.) Возникший на стадии «идеальное», мысленный проект (идея) далее материализуется в виде конкретных носителей информации. Как уже упоминалось, в специальной литературе по технической эстетике нет обилия исследований, раскрывающих глубину связи дизайн-проектирования с научным прогнозированием. Можно перечислить менее десяти ученых, затрагивавших эту проблему. Однако, влияние продуктов индустриального дизайна на культуру жизнедеятельности и технический прогресс сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Вопросы прогностики в теории дизайна затрагивались рядом авторов. Исследования, посвященные прогностическим аспектам не продукта дизайна, а более раннего этапа создания изделия - составления дизайн-проекта, в технико-эстетической литературе фактически отсутствуют. Названное позволяет говорить об актуальности исследования по выявлению методов прогностики в дизайне.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Во введении приведено обоснование актуальности темы, мотивирована необходимость обращения к пласту проектной культуры дизайна ХХ века, не подвергавшемуся прежде углубленному изучению. Введение содержит общую характеристику материала исследования, определение новизны и практической значимости работы, характеристику поставленных целей и задач, решение которых обусловило необходимость обращения к широкому кругу источников искусствоведческой, философской, культурологической, психологической и педагогической литературы. Здесь обозначен также ряд теоретических положений, принимаемых аксиоматически. Охарактеризована историческая уникальность проектных материалов, включенных в сферу исследования; дана информация о дизайнерских разработках автора.

Объект исследования: Проектная дизайн-практика как явление культуры, как вид художественно - преобразовательной деятельности, рассмотренный на примере отечественного индустриального дизайна второй половины ХХ века. Предмет исследования: «ценность» и «прогноз», их содержание и специфика, определяемые практикой создания современного дизайн – проекта.

Цель исследования: Изучение феномена «дизайн» на основе комплексного анализа художественного конструирования технических устройств, осуществленного с позиций ряда искусствоведческих, культурологических, философских, педагогических, психологических и технико-эстетических концепций.

Методы исследования. Полувековой исторический период, охватываемый настоящей работой, системность художественной культуры, в которой функционирует дизайн, а также окончательно не устоявшаяся научная терминология «технической эстетики» - диктуют необходимость обращения к истории художественного конструирования, к изучению исходных феноменов и фактических материалов по заявленной теме. В работе над диссертацией на основе системного подхода применены следующие методы исследования:

Научная новизна обусловлена целью настоящей работы и состоит в привнесении в современную историю, теорию, методику и практику дизайна результатов диссертационного исследования. По дефиниции «ЦЕННОСТЬ»:

По категории «ПРОГНОЗ»:

Разделяемое диссертантом и подтвержденное в работе признание дизайн-проекта коммуникатом, материальным носителем, (сигналом) определенного сообщения необычайно важно, т.к. объем и значимость рациональной и эмоциональной информации, содержащейся в проекте, по отношению к научно-техническому прогрессу и развитию культуры могут быть:

По масштабу общественного влияния ЦЕННОСТИ, согласно последним исследованиям аксиологов, допустимо подразделять на:

«Ценность» и «Объем сообщаемых сведений» также находятся в определенной зависимости, иногда диалектически противоречивой. Известно, что недостаточность информационного объема может повлечь за собой неоднозначную (или искаженную) трактовку содержания сообщения. С другой стороны, недосказанность эмоционального содержания зачастую побуждает воображение зрителя (воспринимающего) достраивать, «дорисовывать» образ, чем развивает его активность; последнее выступает положительным или отрицательным воздействием на результативность деятельности.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на межвузовских и кафедральных конференциях и семинарах, опубликованы в 7 научных статьях. По итогам экспериментального проектирования специальных изделий диссертантом получен грант на городском конкурсе «Музы Санкт-Петербурга 1997» и зарегистрированы 2 патента на Промышленный образец.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также иллюстрированного приложения.

ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ (XX – НАЧАЛО ХХI вв.)

ГЛАВА II. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ.

ГЛАВА III. «ПРОГНОЗ» В ДИЗАЙН-ПРОЕКТЕ. ПРОГНОСТИКА В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ.

ВЫВОДЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ИЛЛЮСТРАЦИИ.